Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Октябрь » 4 » Метасистемный переход в управлении
15:25
Метасистемный переход в управлении
Чуть раньше я обещал опубликовать новую методологию управления инновациями, которая теперь получила название "e;Эксперт-менеджмент"e;. Методология уже публикуется и уже критикуется. Первая опубликованная статья про "e;метасистемный переход в управлении"e; многим показалась абстрактной. Критики сомневаются в ее практической применимости, хотя предметов для разговора много. Например, управленцу на новом месте надо освоиться. Это вообще свойственно человеку: нужно время чтобы почувствовать инструменты которые будешь использовать (даже если про них уже все знаешь). Чем сложнее задачи, тем больше уйдет времени, на получение «ощущения уверенности». Однако прежде не рассматривалась обратная ситуация, когда ощущение «наличия инструмента в руках» есть, а самого инструмента нет. А ведь это в наше время на каждом шагу... О применении написанного говорить рано. Это первая статья, мы в самом начале пути и на этом этапе только вводим новый язык, на котором будем рассуждать в дальнейшем. А сейчас я отвечу критикам некоторыми уточнениями... МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПЕРЕХОД Термин "e;метасистемный переход"e;, ввел известный русский ученый диссидент В.Турчин. По Турчину - это квант эволюции, каждый виток которой опирается на прежние достижения. В оригинале описано несколько характерных особенностей перехода, и самая важная для нас - это "e;размножение предпоследнего уровня"e;. Ясность понятия очень толкает нас применить его в менеджменте. Но как это сделать? Например, очевидно, что переход от управления одним магазином к управлению сетью магазинов является метасистемным переходом. Однако просто дав этому процессу научное название мы ни чего не изменили. Как перейти от магазина к сети? В данном случае "e;магазин"e; рассматривается как пример. Интересно найти универсальный подход, где на месте магазина может быть и партийная ячейка, и банкомат, и что то еще изначально требующее ручного управления. Кстати, в предыдущей статье был дан еще один пример для сравнения, тоже показательный. В инновациях вопрос финансовой эффективности многие ставят на первое место, так что пока остановимся на примере с магазином. Если мы найдем простой и понятный ответ, то можно будет легко строить большие и сложные структуры и зарабатывать больше денег прикладывая меньше усилий. А сейчас это вопрос пока еще не имеет однозначного ответа: некоторые большие структуры складываются удачно, другие разваливаются и не работают. Экономическая наука имеет здесь свой ответ. Переход от управления одним магазином к управлению сетью делается через акционерные общества, и это положение считается главным. Другие исследования на эту тему пока считаются спорными. Если бы все было так просто, то пробуксовка и потеря качества на нижних уровнях управления в различных крупных структурах не была бы так заметна. Идея использовать при моделировании процесса понятие "e;метасистемного перехода"e;, очень напрашивается, но что это нам даст? Ценность "e;метасистемного перехода"e; заключается в том, что ЕСЛИ ОН ПРОЙДЕН И МЫ ПЕРЕШЛИ ОТ УПРАВЛЕНИЯ МАГАЗИНОМ К УПРАВЛЕНИЮ СЕТЬЮ, ТО МОЖНО НАЧИНАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ПЕРЕХОД - ОТ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЬЮ К УПРАВЛЕНИЮ СЕТЯМИ. У некоторых это даже получается… Просто объявить переход от одного заведения к сети метасистемным переходом - недостаточно. Нужно дать критерии того, что переход состоялся, и тогда можно будет двигаться к мероприятиям, которые позволят получить нужные критерии. Начинаем с критериев, в предыдущей статье было предложено разделить вопрос на две составляющие. Процесс управления это процесс принятия решения, а решения принимают люди. Для того, чтобы человек мог корректно управлять чем либо ему надо не только запомнить все важные особенности объекта управления, но и получить ощущение уверенности управления. В современной психологии это называется "e;перцептивным навыком"e;. Здесь эту особенность предложено назвать "e;психологической частью метасистемного перехода"e;, то что осталось "e;технологической частью"e;. С технологией тоже все не так просто. Системы бывают простыми и надежными или наоборот - сложными и непредсказуемыми. В связи с этим для "e;технологической части"e; были добавлены градации, которые показывают уровень неопределенности , т.е. непредсказуемости процесса управления. К градациям сразу были предложены оценочные коэффициенты: Метасистемный переход бывает: удобным, с изъяном, зыбким и иллюзорным. При удобном переходе управление новым объектом может принести сюрпризы в виде потерь не более чем на 10% от запланированных затрат. Переход с изъяном предполагает, что стоимость капитальных затрат на активизацию нового объекта может вырасти в два раза от запланированного. Зыбкий предполагает, что новый объект вместе с дополнительным затратами может обойтись дороже в 10 раз, чем было запланировано. Иллюзорный мета-переход предполагает, что эффективность вложений непредсказуема. Такова основная идея. Если рассматривать процесс формирования структуры с этой точки зрения, то однозначно состоявшимся "e;метасистемным переходом в управлении"e; становится тот, у которого случились обе части: "e;психологическая"e; и "e;технологическая"e;. Причем технологическая должна иметь удобный характер. Такой "e;переход"e; позволяет без труда заняться следующим переходом на следующий уровень. Однако, возможно, для более непредсказуемых вариантов (т.е. для перехода с изъяном или для зыбкого), "e;метасистемный переход"e; тоже может работать, однако при этом потребует более внимательного ручного управления на "e;предпоследнем уровне"e; - т.е. на том уровне, с которого мы решили двинуться дальше. Попытка использования нового принципа сразу натолкнула на один вывод, связанный с маркетингом. Маркетинг в сфере высоких технологий и продажи бизнеса построен на обмане. Продавец пытается выдать переход с изъяном и зыбкий переход за надежный. При этом если удается пройти "e;психологическую часть"e; процесса на этапе продажи, то от результата продавца будет отделять только вопрос цены. В случае покупки у бизнесмена есть шанс получить нечто, гораздо худшего качества, чем ожидалось, т.е. нечто требующее длительной ручной настройки и больших дополнительных затрат. Таким образом маркетинг в этих областях несет кроме всем известной позитивной роли и очевидный негатив… Продолжение следует... P.S. А. Художник tubby_toast Б. Оригинальную книжку Турчина про "e;метасистемный переход"e; можно скачать или прочитать здесь (это, видимо, официальный сайт). Книгу рекомендую всем. "e;Феномен науки"e; - это редкий случай научной книги, которую можно читать взахлеб, даже людям с гуманитарным образованием, пропуская изредка непонятные главы :).
Просмотров: 140 | Добавил: piligrim | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: